Нория (ковшовый элеватор) — это устройство для вертикального подъема сыпучих материалов на высоту бункера или иного хранилища.
Как правило, с помощью нории засыпается зерно в находящиеся на большой высоте загрузочные отверстия бункеров, мельниц, силосов. Также эти устройства применяются для загрузки в очень высокие ёмкости муки, химикатов, цемента, угля и тому подобных рассыпных и кусковых материалов.
Нории являются удобным и простым в эксплуатации оборудованием, занимают небольшую площадь и востребованы на предприятиях сельского хозяйства по переработке зерна, на химических производствах, в строительной отрасли, а также а пищевой и мукомольной промышленности. Нории выпускаются ленточные и цепные, при этом наиболее распространены именно ленточные.
Для того, чтобы работа нории осуществлялась в плановом режиме, важно обеспечить систему контроля за состоянием узлов и компонентов этого оборудования.
Такая система позволит экономить время на диагностике проблемы, поиске причины поломки, и ремонтно-восстановительных работах. Потому что своевременно выявить проблему на начальном этапе и устранить её проще и дешевле, чем допустить, когда оборудование понесет серьезный ущерб.
Для обеспечения контроля нории отечественный производитель АО НПК ТЕКО предлагает широкий выбор средств: датчиков, выключателей и приборов.
Это оборудование помогает держать на контроле следующие задачи:
- контроль скорости движения ковшей нории;
- обнаружение смещения тяговой ленты;
- обнаружение завала башмака, подпора;
- сигнализация достижения определенного уровня перемещаемого материала;
- управление электрическим приводом.
Контроль скорости важен для быстрого отключения электропривода в случае ненормального снижения скорости (вращения натяжного барабана), которое может быть вызвано обрывом ленты или цепи, а также если чем-то заклинило движение механизмов.
Для контроля скорости предлагаются следующие средства автоматизации:
- индуктивные датчики приближения для контроля частоты;
- датчики контроля минимальной скорости.
Индуктивные датчики приближения для контроля частоты:
принцип работы индуктивного датчика приближения заключается в обнаружении металлических объектов вблизи чувствительного элемента. К другим материалам он не чувствителен.
По изменению амплитуды сигнала можно судить о наличии металлического объекта, его приближении или удалении. В качестве такого объекта используются металлические метки, установленные на барабане, тяговой ленте или берется за основу частота прохождения мимо датчика металлического ковша нории.
Многие индуктивные бесконтактные датчики приближения прекрасно подходят для измерения частоты.
Например:
Датчики с номинальным расстоянием срабатывания Sном.=8мм.
ISB A4A-31P-8-LZ со встроенным кабелем
ISB AC4A-31P-8-LZS4 с разъёмом М12
ISB AT4A-31P-8-LZ с клеммной коробкой.
Датчики с номинальным расстоянием срабатывания Sном.=10мм.
ISB A8A-31P-10-LZ со встроенным кабелем
ISB AC81A-31P-10-LZS4 с разъёмом М12
ISB AT8A-31P-10-LZ с клеммной коробкой.
Датчики контроля минимальной скорости:
главная задача этих датчиков— отключение электропривода от сети в случае, если скорость вращения барабана внезапно снизилась вследствие обыва цепи или ленты, или же из-за заклинивания механизма.
ДКМС действует как реле скорости, из-за встроенной функции контроля частоты, при этом не требует подключения дополнительных приборов и представляют собой идеальное решение для простых систем управления, в которых выключатель (датчик)встраивается непосредственно в цепь управления контактором электропривода.
Датчики минимальной скорости с номинальным расстоянием срабатывания Sном.=10мм (контроль частоты в диапазоне 2...50Гц, коммутирование переменного тока, нормально-закрытый контакт и 2-х проводная схема подключения):
IV21B AF81A5-02G-10-L со встроенным кабелем
IV21B AT81A5-02G-10-L с клеммной коробкой.
А также датчики минимальной скорости с номинальным расстоянием срабатывания Sном.=10мм (контоль частоты в диапазоне 2...50Гц, коммутирование постоянного тока, переключающий контакт):
IV2B AC81A5-43P-10-LZS4 со встроенным кабелем
IV2B AT81A5-43P-10-LZ с клеммной коробкой.
Устройство контроля скорости УКС4К
Это устройство разработано специально для измерения и контроля частоты вращения вала оборудования в сложных условиях эксплуатации, благодаря удачному конструктивному решению, в котором бесконтактный датчик и импульсное колесо находятся на единой базе крепления. УКС4К устанавливается на вал посредством резьбового присоединения.
Устройство оснащено гибким резиновым контр-рычагом, который препятствует вращению системы, а также компенсирует вибрацию при работе нории.
Завал башмака нории — это ситуация, когда ковш элеватора не может пройти сквозь толщу сыпучего материала в нижней части нории (башмаке), возникает при сбое в нормальной работе нории и может привести к заклиниванию механизма, обрыву ленты или цепи, выходу из строя двигателя или редуктора.
Поэтому важно не довести ситуацию до аварии и остановить норию заранее. Несвоевременное выключение может привести к перегреву ленты и даже к её воспламенению.
Правильным решением является контроль уровня заполнения башмака, для чего нужны устройства, которые будут сигнализировать о заполнении до определенного уровня, и соответственно, давать возможность предотвратить завал башмака.
Для контроля завала башмака нории рекомендуем использовать:
Датчик заштыбовки емкостный ДЗ-3010(-Т) — это сигнализатор уровня со встроенным кабелем, также называется датчиком завала.
При контакте контролируемого материала с чувствительной поверхностью происходит изменение электрической емкости и датчик срабатывает.
Сферическая чувствительная поверхность препятствует налипанию частиц материала и скоплению их в зоне контроля датчика.
Датчик срабатывает в результате изменения электрической емкости при контакте контролируемого материала с чувствительной поверхностью.
Датчик завала мембранного типа ДЗ-0102 — это сигнализатор уровня с клеммным подключением, также называется датчиком заштыбовки.
ДЗ-0102 устанавливается в стенку емкости. При появлении сыпучего материала или увеличении давления на мембрану вследствии повышения уровня материала в башмаке происходит переключение контакта, поступает сигнал об изменении уровня.
Смещение тяговой ленты, на которой установлены ковши нории может привести к заклиниванию, экстремальной нагрузке на двигатель и редуктор. Для предотвращения аварий и дорогостоящего ремонта необходимо устанавливить Датчики контроля схода ленты, которые могут подавать сигнал об аварии или даже самостоятельно останавливать норию.
Датчик контроля схода ленты ДКСЛ-8151 с клеммным подключением реагирует на повышение температуры рабочей поверхности, обусловленное трением края ленты при её смещении к стенке трубы нории.
Модификация Датчика контроля схода ленты ДКСЛ-8151.1 с клеммным подключением оборудована переключателем функции выходного сигнала — по вашему выбору может быть установлен НО или НЗ контакт. Также может быть выбран режим удержания аварийного сигнала, сброс которого может быть произведен посредством сброса питания.
Датчик контроля схода ленты ДКСЛ-8251.1 с клеммным подключением также позволяет выбрать НО или НЗ контакт и режим удержания аварийного сигнала.
Управление электроприводом нории может иметь в основе следующие устройства:
- блок контроля частоты;
- устройство контроля нории.
Устройство контроля нории УКН5.1-220Щ предназначено для блокировки привода (транспортера) или сигнализации при возникновении таких чрезвычайных ситуаций, как смещение ленты за установленные пределы или при ненормальном снижении скорости движения ленты при ее торможении (заклинивании).
Устройство контроля нории УКН5.1-220Щ блокирует электропривод в случае срабатывания любого из пяти сигнальных входов устройства, к которым подключены датчики, выключатели, контакты или иных приборов, используемых для быстрого выявления аварийных состояний элеватора таких, как: смещение ленты, завал башмака, критическое повышение температуры (подшипников и др.), обрыв или заклинивание ленты, заклинивание барабана.
УКН5.1-220Щ имеет входы для подключения следующих видов входных устройств:
- бесконтактные датчики, с транзисторными ключами PNP или NPN типов на выходе;
- элементы или устройства, оснащенные «сухим» контактом (кнопки, выключатели, герконы, контакты реле, у которых минимально допустимый коммутируемый ток не превышает 2мА, и с напряжением на разомкнутых контактах в пределах 10…30 В).
Блок контроля частоты двухканальный (БКЧ) CF2 2R-RS485 — это устройство на базе микропроцессоров для мониторинга частот по двум входным каналам и выключения привода в случае наступления любой из следующих ситуаций:
• снижение частоты меньше минимально допустимой;
• превышение частоты больше максимально допустимой;
• превышение допустимого проскальзывания между сигналами Д1 и Д2;
• разрыв цепи блокировки.
Таким образом, комплекс устройств, датчиков и блоков контроля частоты позволит вам обеспечить предупреждение о риске появления аварийных ситуаций при работе нории, а значит, заблаговременно принять меры и не допустить повреждения оборудования, требующее дорогостоящего и затяжного по времени ремонта. Это тот случай, когда контроль работает на предупреждение, обеспечивая бесперебойную и эффективную работу норий.
Контроль Нории — это линейка выключателей, датчиков и приборов от российского производителя АО НПК ТЕКО. Работа этих устройств обеспечивает управление и безопасную эксплуатацию ковшовых элеваторов, конвейеров, транспортеров и подобного оборудования.